Виктория (xx66) wrote,
Виктория
xx66

КАК Я ЕЗДИЛА В ДЕРЕВНЮ НА МОГИЛУ К БАБУШКЕ (ЧАСТЬ II - продолжене)

(Исторические события, которые касаются города Юрьев-Польского почерпнуты на просторах интернета.)
На выходе из музея у дороги со стороны монастыря стоит Монумент в виде ордена в честь 850-летия Юрьев-Польского,

***

***
а через дорогу нам попался памятник воинам погибшим в Великую Отечественную войну с надписью "Никто не забыт, ничто не забыто".
***

Памятник воинам, погобшим в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов

На этой же стороне недалеко от памятника находится здание УВД Юрьев-Польского района (единственноое во всём городе), которое имеет тоже свою историю и относится к памятнику архитектуры гражданской застройки XIX века.

***

УВД города Юрьев-Польский

Когда-то здесь был комплекс зданий Присутственных мест, выстроенных в 1811 году на территории Юрьевского кремля, напротив монастырских стен. На месте УВД в XVIII веке находилось здание провинциальной канцелярии, и, вероятно, еще раньше также располагались органы управления города.

Рядом с Михайло-Архангельским собором в центре площади находиться памятник Юрию Долгорукому в княжеском одеянии, поставленный уже в 2000-х годах и любой гость Юрьев-Польского считает своим долгом рядом с ним сфотографироваться.

***

Памятник Юрию Долгорукому в центре Советской площади
Недалеко от памятника Долгорукому с правой стороны от него, также в центре площади, привлекает внимание карета - небольшой киоск по продаже цветов.
***

Торговая палатка

С левой же стороны своеобразный памятник любви и верности для молодожёнов - два пересекающихся кольца "Совет да любовь".

***

Символ любви и верности куда приезжают молодожёны

К слову сказать, супруга Святослава Фёдоровича - Евдокия Давыдовна Муромская, дочь  князя Муромского Давыда Юрьевича и его супруги княгини Февронии, тех самых святых Петра и Февронии, которые почитаются на Руси, как покровители семьи.

От центральной площади виднелись купола ещё каких-то церквей и дальше мы поехали к ним. Это были две красивейшие церкви - Покровская (Покрова Пресвятой Богородицы) и Никитская (Никиты Мученика) церкви.

***


Покровская церковь с колокольней и Никитская церковь

Действующая Покровская церковь была построена 1769 году, а до неё на этом месте в 1712 году стоял деревянный храм построенный монахом Михайло-Архангельского монастыря Кириллом. Рядом он так же возвел несколько деревянных келий для нового девичьего Покровского монастыря. Однако долго монастырь тут не просуществовал, четыре инокини были переведены в другой монастырь, а церковь осталась стоять не у дел. Впоследствии деревянная Покровская церковь была вскоре превращена в приходскую, но в 1768 году храм «по недосмотру пономаря и дьячка» полностью сгорел, но жителям окрестных домов удалось спасти из огня книги, ценную утварь и иконы. Год спустя прихожане перестроили свой храм в камне, который и стоит поныне. Это высокая пятиглавая церковь с многочисленными резными украшениями по фасадам и красивыми наличниками на окнах.

***


***

Покровская церковь (XVIII век)

***


Колокольня рядом с покровской церковью (XVIII век)

Никитская церковь была построена в 1796 году, также прихожанами Покровской церкви. Храм получился красивый, яркий, нарядный. Никитская церковь выстроена в стиле классицизма, с трех сторон входы в нее украшают пышные портики с колоннами. Красиво выглядит и высокий барабан с рядом узких окошек.

***

***

Никитская церковь (XVIII век)

***

***
IMG_1980.jpg
Внутреннее убранство храма

В советское время эти два храма еще долго оставались действующими. Но в 1941 году было принято решение об их закрытии, и в красивых зданиях расположилась автостанция и авторемонтная мастерская. Возобновились богослужения в Никитском храме только в 1988 году.

***


Речка Колокша протекающая за монастырской оградой и мост через неё

***

Коза, мирно жующая травку рядом с оградой монастыря

Когда мы выходили из храма, нам повстречался священник, который с нами приветливо поздоровался. Кстати, и он и другие некоторые встречающиеся священники были одеты в белые одежды. Мы думали, что это в связи с приближающимся праздником крещения Руси. Но потом я из интернета узнала, что есть два направления священства - чёрное и белое. Чёрные навсегда отрекаются от всего земного и служат только Богу. Белые же не принимают монашества, они заканчивают духовную семинарию, и получают священный сан. Высших должностей в церковной иерархии они занимать не могут, однако они могут стать дьяками или обычными приходскими священниками и они могут вступать в брак. Вот такая головоломка со священниками.
Основные описанные достопримечательности Юрьев-Польского, выписанный мной в шпаргалку закончились и дальше наш путь по городу лежал в совершенно хаотичном порядке, так как куда бы мы не поехали, всё равно наткнулись бы на какое-нибудь здание из прошлых веков или на какой-нибудь храм, в чём мы уже убедились, объезжая город изначально. И следующим на нашем пути попался Николо-Введенский (Свято-Введенский Никоновский) монастырь.

***

Свято-Введенский Никоновский мужской монастырь (XVII век)

Именно в этот монастырь были переведены четыре инокини из Покровской церкви. Год основания Свято-Введенского девичьего монастыря неизвестен. Первая дата, связанная с его упоминанием, − 1628 год, под которым в окладных патриарших книгах записана «церковь Николая чудотворца на посаде в девиче монастыре». В 1666 году вместо старой деревянной Никольской церкви возвели первое каменное строение монастыря − церковь во имя преподобного Никона, Радонежского чудотворца, с Никольским приделом в память о прежнем храме. Поэтому у церкви долгое время не могло «устояться» название − местные жители звали ее то Никоновской, то Никольской. Предание гласит, что храм стоит на том месте, где прежде был дом родителей Никона, уроженца Юрьева-Польского о чём повествеет храмозданная надпись. Никон в юности принял схиму и стал учеником Сергия Радонежского, а после кончины Сергия – и его преемником.

***

Храмозданная надпись, что в этом месте в 1352 году родился преподобный Никон

Второй монастырский храм − Введенский собор − был когда-то построен в 1763-1766 годах. По преданию храм был также очень красив, с пятью главами на высоких барабанах. Рядом была выстроена и колокольня. Впоследствии монастырь неоднократно горел. Последний пожар 1871 года сильно повредил все строения. Но здания храмов и колокольни после пожара восстановили и сделали приходскими.
Теперь колокольни давно нет – в советское время она была полностью разрушена, а храмы были закрыты. В них разместили склад с мастерскими, а потом долгое время здания занимал хлебозавод. Сейчас монастырь возобновлен как мужской, его новое название − Свято-Введенский Никоновский и на территории возрожденной обители ведутся восстановительные работы.

***

Введенский собор после реконструкции

Проезжая дальше по городу, мы увидели невдалеке какую-то колокольню.

***

Городской пейзаж

Это бала колокольня Петропавловского монастыря. Петропавловский монастырь имеет свою большую историю. Когда-то первоначально здесь был основан мужской монастырь, точная дата постройки которого затерялась в глубине веков - одни говорят в XVI веке, другие в XVII веке. Потом монастырь пришёл в упадок и перестал существовать. Затем на территории монастыря отстроили новую деревянную приходскую церковь имени Петра и Павла, которую то грозились закрыть, то снести, но она чудом всегда оставалась спасённой от этих деяний. Со временем деревянная церковь разрушилась и с разрешения Священного Синода её всё же снесли, а сам храм был передан в ведение Михайло-Архангельскому монастырю. Долгое время на этом месте была пустошь, отошедшая в собственность крестьянам соседнего села Федосьина, пока не объявился юрьевский купец Петр Бородулин. Купец Бородулин получил разрешение построить здесь новый большой храм во имя Петра и Павла, и в 1843 году началось грандиозное строительство. Однако огромный новый пятиглавый храм Петра и Павла оказался еще почти на двадцать лет без прихода. И лишь после городского пожара в 1871 году, который уничтожил женский Введенский монастырь он начал свою жизнь. Оставшиеся на улице монахини получили разрешение занять храм, ставшую впоследствии соборным храмом монастыря. С 1874 года обосновавшаяся на новом месте обитель официально стала называться Петропавловской.

***

Остатки от Петропавловского монастыря (XIX век)

Успенская теплая церковь монастыря была построена примерно в это же время. Сейчас ее трудно распознать в оставшихся руинах, а тогда это была довольно просторная красивая церковь в неорусском стиле, увенчанная одной главкой на шатровом завершении.

***

Остатки от Успенской церкви (XIX век)

Огромная пятиярусная колокольня сохранилась в монастыре лучше всего, поэтому её было видно из далека. Выстроенная в конце XIX века в том же, что и весь монастырь, неорусском (византийском) стиле, она богато украшена разнообразной резьбой, а каждый ярус имеет свои особенные арочные проемы и декор.

***

Колокольня бывшей Петропавловской церкви (XIX век)

О строительстве колокольни позаботилась очень много сделавшая для монастыря игуменья Клавдия. Ее же усилиями в 1898 году в монастыре открылась богадельня, а немного раньше – школа для девочек, причем со своего рода интернатом для тех учениц, которые жили далеко. В школе преподавали Закон Божий, письмо, арифметику, грамоту, шитье и рукоделие.
В 1920-х годах монастырь был упразднен, а в 1925 году продали на цветной металл все колокола. Много лет в некогда благоустроенном и красивом монастырском дворе стояли коробки гаражей, собор и трапезная церковь были лишены кровли и разрушались, а на колокольне росли молодые березки и кусты, и даже издалека было видно, какое запустение царит здесь… Недавно на колокольне снова был воздвигнут крест, и есть надежда, что многострадальная обитель снова возродится.

Далее на пути нашего следования нам встретилась церковь Рождества Христова, которая была построена в начале XVIII века на месте прежней деревянной.

***

Церковь Рождества Христова (XVIII век)

Есть предположение, что первоначально весь храм был освящен в честь Космы и Дамиана, так большинство местных жителей раньше называли этот храм как Космодамианский, и только в конце XVIII века, после пристройки колокольни был переосвящен во имя Рождества Христова. Приделы в храме посвящены Параскеве Пятнице и святым Козьме и Дамиану.

Вообще, кроме монастырей и храмов к достопримечательностям Юрьев-Польского можно отнести и множество гражданских построек уже XIX - начала XX века на осмотр которых одного дня не хватило бы точно. Например, на центральной Советской площади находятся гостиный двор.

***

***

Бывший гостиный двор  (XIX век) на Советской площади в центре города

Торговые ряды или Гостиный двор были построены в 1873-1877 годах на торговой площади на месте сгоревшего здания Гостиного двора екатерининских времен.

Однако на этом мы закончили своё знакомство с городом и поехали дальше по пути своего следования.

ДЛЯ СПРАВКИ

Юрьев-Польский включен в "Золотое кольцо" России и до 2010 года имел статус исторического поселения. К сожалению, Приказом Министерства культуры РФ от 29 июля 2010 г. город был этого статуса лишён. Может быть поэтому сами жители с такой любовью берегут прошлое своего города.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

В 1967 году в город прибыла съемочная группа фильма «Золотой теленок». Юрьеву-Польскому предстояло сыграть роль города Арбатова, с чем он блистательно справился, и теперь в кадрах популярного фильма легко узнать улицы города.

***
77502588
Кадр из фильма "Золотой телёнок"

Tags: ПУТЕШЕСТВИЕ
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments